Уверенный шаг вперёд!

Концепция Корпоративной мобильности (КМ) стремительно развивается в настоящее время. Способствовало этому и стремительное развитие широкополосного интернета (в первую очередь, увеличение скорости и доступности как стационарного, так и мобильного интернета), и, как следствие, развитие облачных технологий, позволяющих выполнять привычные рабочие операции удалённо.
Многие отраслевые специалисты активно используют возможности, которые предоставляет данная концепция. Самое важное преимущество, предоставляемое КМ, это мобильность сотрудника компании, его непривязанность к рабочему месту в офисе. Всё, что ему нужно для работы, это приемлемый интернет-канал (причём даже не обязательно безлимитный) и компьютер (предпочтительнее - ноутбук). Для специалистов на поддержке также может потребоваться мобильный телефон. Это так называемый фронт-офис. Со своего компьютера через интернет сотрудник уже подключится к так называемому бэк-офису (т.е. рабочей инфраструктуре своего предприятия) и будет выполнять свою работу, находясь при этом дома, в кафе, на море или любой другой точке своего города, страны или земного шара. Вы находитесь там, где должны или хотите быть, а работу берёте с собой.
В этой небольшой заметке я попробую описать один из простых вариантов развёртывания КМ для малого предприятия. К таким можно отнести микрофирмы (в т.ч. ИП, с количеством сотрудников меньше 10). Решение масшабируемое: в случае расширения бизнеса вы сможете провести апгрейд системы до требуемой нагрузки.
Сразу оговорюсь, что в данной статье я не пытаюсь изобрести велосипед. Это скорее статья для тех, кому хотелось бы понять, что такое КМ вообще, нужно ли оно ему и сколько это может стоить. Техническая часть и особенности настройки оборудования также не рассматриваются в предложенном материале.
Стоимость.
Первое, о чём можно и нужно подумать при реализации концепции КМ в своей повседневной работе, это общая стоимость этого удовольствия. Разумеется, если лишними деньгами фирма не располагает, то, вероятнее всего, это не та задача, которую нужно реализовывать. Возможно, в такой ситуации целесообразнее думать о расширении бизнеса или улучшении финансовых показателей. А бывает и так, что именно мобильности не хватает сотрудникам предприятия для выхода на нужные показатели.
Легенда.
За примером далеко ходить не будем. За основу я возьму привычную для себя сферу бизнеса - направление "1С-Франчайзи". Количество сотрудников 3 (допустим, один менеджер/руководитель проектов, двое программистов). Инфраструктура нашей микрофирмы будет крайне проста: это выделенный сервер, к которому необхолимо подключаться в любое время дня и ночи удалённо всем трём сотрудникам (в т.чю одновременно). Задачи, выполняемые на сервере:
1) файловый сервер с возможностью скачивания файлов по ссылкам типа http://xxx.xxx.xxx.xxx/имя_файла;
2) ftp-сервер;
3) удалённый рабочий стол для менеджера (работа с базами "1С" для консультирования клиентов, удалённое подключение к компьютерам клиентов, работа с почтой, работа с мессенджерами);
4) удалённый рабочий стол для программиста (работа с базами "1С" (программирование/разработка).
Сервер.
Думаю, проблем с выбором оптимального сервера сейчас не существует. Любая организация, занимающаяся продажей серверов поможет подобрать машину с оптимальными параметрами для планируемой нагрузки. В нашем случае был выбран следующий вариант (пытаясь балансировать между качеством параметров машины и её стоимостью):
Intel Core i5-2400 CPU 3.10 GHz, ОЗУ 8 Gb.
Кстати, есть вариант аренды сервера у хостинг-провайдера. У этого варианта есть как положительные моменты, так и спорные. Всё зависит от конкретного хостера. Данный вариант в этой статье не рассматривается.
Программное обеспечение.
ОС: Windows Server 2008 R2 Standart.
Лицензии для пользователей на сервер (3 шт).
Лицензии для пользователей удалённого рабочего стола (по встроенному протоколу Windows Remote Desktop Protocol (RDP), 3 шт). 1С:Предприятие 8.
Лицензия на TeamViewer Premium (коммерческая версия программы для удалённого подключения к пользовательским компьютерам клиентов).
Сюда, по необходимости, можно добавить лицензию на пакет Microsoft Office и антивирус. Это ПО я не рассматриваю, т.к. для него можно найти легальные бесплатные аналоги (со схожим функционалом).
Легальность программного обеспечения (ПО).
Отдельно мне бы хотелось остановиться на вопросе "покупки" ПО. Сейчас, у многих даже продвинутых пользователей существует мнение, что платить за ПО не нужно и даже вредно (видимо, для самих же разработчиков). Что-то вроде "качал и буду качать бесплатно". Я не рассматриваю вопрос о т.н. "домашних" пользователях - в статье ведётся речь о коммерческом использовании ПО (т.е. для получении прибыли).Важно учитывать ряд моментов, если вы всё-таки решаетесь на "пиратское" ПО.
1. ПО, которое вы используете в работе, является результатом труда конкретного разработчика. Даже если на программу потрачено 10 минут времени программиста, после которого она работает так, как вы и хотели, это труд, чужая работа, за которую надо заплатить. Тем более, если с помощью результатов труда разработчика вы получаете собственную прибыль.В противном случае - это воровство. Поставьте себя на место разработчика: вам бы хотелось работать бесплатно? А если бы вы работали бесплатно, хорошо бы вы выполняли свою работу?
2. Воровство - а использование "пиратского" ПО это его разновидность - уголовно наказуемо. При желании вы можете легко найти судебную практику по данному вопросу. Это касается и досудебной практики, а именно вопросов проверок вашего ПО на легальность компетентными органами. Нужна ли вам лишняя головная боль?Конечно, использование или неиспользование легального ПО это вопрос больше культуры ведения бизнеса, вопрос этики. Я лишь обосновал свои доводы к использованию только легального ПО. Выбор всегда остаётся за пользователем. Но помните о последствиях.
Процесс работы.
Дальше вам надо найти помещение, где разместится сервер, и подвести к месту расположения машины интернет. У провайдера желательно получить статический IP-адрес, который надо запомнить/записать. Это единственный IP-адрес, по которому сотрудники будут дальше подключаться к серверу для выполнения своей работы.Настройку пользователей сервера, а также их разграничение по правам в данной статье не рассматриваются. Это несложная операция, с которой можно быстро разобраться, или эту настройку можно заказать у поставщика сервера вместе с установкой ОС и лицензий сервера.
В принципе это всё. По мере необходимости пользователи могут установить себе дополнительные программы (почтовик, мессенджер, файловый менеджер), которые могут понадобиться им в процессе работы.
Далее с помощью штатного средства Windows "Подключение к удалённому рабочем столу" мы вводим полученный от провайдера статический IP-адрес, заходим на сервер и работаем:
- подключаемся через TeamViewer к компьютерам пользователей (или с помощью того же RDP к серверам клиентов) для консультаций по работе с программами "1С",
- отвечаем на вопросы по почте, - программируем (дорабатываем/разрабатываем конфигурации),
- закачиваем на сервер обновления или иные файлы для последующей передачи  пользователям (путём скачивания щелчком мыши по обычной ссылке в письме) - для этого нам потребуется установить компоненту Средство веб-сервера (IIS) Windows. Можем организовать собственное облако для информационных баз "1С" (для корпоративного использования, т.к. характеристик предложенного сервера не хватит для коммерческой эксплуатации облачного размещения баз клиентов. Да и условия предоставления сервиса должны быть иными).
Но самое важное, что мы рассматриваем в этой статье, это возможность работать (например, консультировать пользователей и программировать) удалённо из любого места. Протокол RDP ценен, в первую очередь, экономным использованием ресурса интернет-канала. Во-первых, мы загружаем операциями для рабочих целей не наш компьютер, а используем мощности сервера, на котором и выполняются все операции. Во-вторых, для закачек и перекачек баз используем интернет-канал, подведённый к серверу, а не тот, который у нас используется на нашем компьютере. RDP передаёт нам (отрисовывает) картинку того, что выполняется на сервере. Т.е. мы не гоняем весь трафик от сервера к себе и обратно. Мы лишь получаем изображение рабочего стола открытого на сервере. Существуют и более сложные и экономичные системы для удалённой работы, сходие по функционалу с RDP. Например, Citrix. В какой-то степени можно рассматривать R-Admin.Таким образом, можно купить модем оператора мобильного доступа в интернет и работать там, где есть покрытие его сети. При этом расход трафика можно учитывать в среднем 200-300 мегабайт за один 8-часовой рабочий день. Например, вы можете уехать в другую страну, купить там сим-карту местного оператора сети 3G, подключиться к серверу и работать также, как у себя дома или в офисе. Даже мобильная связь сейчас позволяет общаться без больших денежных трат за границей: это и специальные акции операторов для роуминга или удобная интернет-телефония. Например, компания МегаФон предлагает услугу Мультифон, которая подразумевает звонки через интернет по выгодным тарифам. При наличии интернет-канала вы можете даже за границей осуществлять звонки по домашним ценам, а принимать входящие звонки бесплатно (в приложении на компьютере) на тот же номер телефона, что и дома!
В итоге сотрудник получает мобильность и возможность выполнения работы без потери качества или рабочих инструментов, даже отсутствуя в офисе. Клиент может даже не догадываться, где именно сейчас находится его консультант. Справедливости ради отмечу, что если работа выполняется на отлично, то клиенту это будет абсолютно всё равно.Таким образом, при первоначальных более-менее существенных вложениях дальнейшая эксплуатация системы практически ничего не стоит. Учитывать надо только затраты на интернет (плюс телефонию).
Заключение.
Рынок IT-сферы сейчас испытывает определённый дефицит квалифицированных кадров. На первый план выходят уже не только заработная плата, но и дополнительные "плюшки" для сотрудников. Например, возможность работы вне офиса. Концепция КМ применима и здесь. Благодаря масштабируемости системы можно не беспокоиться о том, что ваш бизнес будет расширяться - в любой удобный момент можно выполнить апгрейд системы и позволить большему количеству сотрудников работать удалённо.
Для работодателя плюсы также видны. Например, отсутствие необходимости в больших помещениях под офисы. По сути, это может быть переговорная комната, в которой вы будете время от времени встречаться для обсуждения вопросов с глазу на глаз. Всё остальное время работодатель экономит на арендной плате. В крупных городах это особенно актуально для микрофирм.
Важным моментом можно отметить и то, что КМ в обозримом будущем, очевидно, будет применяться более широко в самых разных сферах, а не только IT. По сути, любая сфера бизнеса, которая не требует от сотрудника постоянного присутствия на рабочем месте, может внедрить у себя данную концепцию и практически сразу получать результат, например, в виде довольных сотрудников и, как следствие, клиентов, удовлетворённых их работой.